Капли неба в японском саду
Ручеёк чуть заметный.
Пробиваются сквозь чащу бамбука
Лепестки камелий.
Мацуо Басё (1644 - 1694)
Почти семь тысяч островов, большая часть из которых горные, а многие — вулканические, в Тихом Океане. Пересечённая местность, опутанная неводом миниатюрных чистых речушек — коротких, полноводных, чьи воды используются для орошения. Капли неба на воде: озёра, многочисленные и самые разнообразные, в расщелинах скал — жемчужными россыпями нанизаны на изумрудную зелень холмов. Культ воды, воспетый и одухотворенный во всех видах искусства: вода не просто источник жизни, но олицетворение рая.
Ландшафтное искусство Японии развивалось самобытно — в легендах о первых садах упоминается, что создавались они именно для водных, а не пеших прогулок. С древних времён здесь считают, что райский сад — это водные глади, затянутые цветущим лотосом. В современном обществе почтительное отношение к воде не изменилось — главный символ жизни обязательно должен быть в каждом саду.
В пражском Ботаническом саду (Botanická zahrada) — маленький ландшафтный шедевр — водоём в холмистом уголке японского сада, хрупкое и сложное для восприятия произведение искусства.
Лаконичный, как японское хокку, маленький мир, где свободно бегущий живописный ручей, будто и нерукотворный совсем, всегда предпочтительнее искусственному фонтану. А движение воды задаётся небольшими водопадиками, повторяющими очертания японского архипелага. Импульс, задающий направление для внутренней работы — несколько штрихов, лёгкий намёк и никакого насилия. Каждый волен думать и видеть, что ему хочется, в небольшом пруде, мягкие и незатейливые формы которого, максимально приближенные к природным, кажутся вечными и глубокими, пробуждают дальние ассоциации — как японская поэзия.
Островки... Островки...
И на сотни осколков дробится
Море летнего дня.
Мы с Японией в гостях у Праги. Я разрываюсь на части — плачущее июльским дождём небо, перепутанные берега и живительная энергия, будто бы напитанная свежеприготовленным соком. Мечемся, каждый в поиске своих горизонтов. Целый мир, маленький, уютный и неизведанный.
Бытует мнение, что каждую нацию можно сравнить с каким-нибудь животным. Вот — японцы будто бы похожи на муравьев. И мне подумалось, что сравнение это обосновано не только неизбывным трудолюбием жителей этой загадочной страны. Замечу, что присущая многим нашим современникам сверх занятость приводит к бедности духа. Чего не скажешь про японскую культуру — здесь всегда и безусловно присутствует чуткое отношение к красоте и всему живому, пронесённое через столетия.
Эта японская поэтичность — словно по крупицам собранное маленькое счастье. По капельке, по зёрнышку, как неутомимые муравьи, наперекор всем сваливающимся на них бедам, строят они свои сады, города, страну. И все их тысячи островов — разве не похожи на сеть муравейников в лесу?
По берегам влаголюбивые растения, характерные для японского сада. И разно размерные камни, красивые, причудливой формы — естественное украшение японского водоёма. Мостики и переходы через ручьи на сколько декоративны, на столько же и полезны.
Миниатюрная модель гористого региона Японии с небольшим озерком, горным ручьём, каменными мостиками и переходами.
Лишённая прямых линий, красота японского сада, мягко разворачивается, постепенно обнажая сокровенные уголки. И прогулка среди холмов, камней, водных излучин затягивает — время бежит незаметно. За каждым поворотом новый пейзаж, нескончаемая вереница зелёных комнат с обязательными, для японской садовой культуры, камнями, отшлифованными горными водоворотами до дизайнерского состояния. Гладко вылизанные, причудливой формы, напоминают они современные авторские скульптуры.
И мимолётность мгновения, затянувшегося на часы — вот же он, это маленький лесной уголок. Он есть, но его нет — мираж, райский сад, убежище праведных дзен буддистов. Место, в которое я попала случайно... Ещё секунда и я перенесусь в другой уголок земного шара...
- 1483 просмотра